Выбираем гироскутер и учимся кататься на нем

08 июля 2016 в 00:00 | Today_and_all_counter

Его называют гироскутером, балансирующим или умным скутером, электрическим скейтбордом и даже ховербордом. Я говорю о тех любопытных гаджетах с двумя колесами, которые вы наверняка уже видели на улицах города, а может быть и сами хотели прокатиться, представляя себе, как будете летом рассекать на нем по парку, ездить в ближайший магазин, а может быть и на работу.

Признаюсь, подобные мысли посещали и меня, вот только с покупкой я не спешил. Относительно высокие цены и множество вопросов относительно безопасности такого транспортного средства, заставили отложить покупку до лучших времён. Сначала хотелось попробовать, оценить плюсы и минусы той или иной модели, но как это сделать? Как говориться, если чего-то очень сильно хочется, то, в конце концов, все получается.

Заезжая иногда в гости к своим друзьям в российский офис iconBIT, я наблюдал, как начиная с осени прошлого года коллеги упорно разбирались с многочисленными моделями разнообразного электро-транспорта, постоянно тестируя и препарируя странные девайсы с одним, двумя, тремя и более колес. Следом начали появляться новости про успешные продажи гироскутеров iconBIT в Европе. Наконец, мне сообщили долгожданную новость. Теперь компания, хорошо известная в России своими медиаплеерами, универсальными внешними батарейками и другими гаджетами, запускает на рынок линейку смарт скутеров, которая будет включать пока две модели: "народный" 6.5” SMART SCOOTER, рассчитанный на массовый рынок; и брутальный 10” SMART SCOOTER, который, собственно, сразу предоставили мне на тест, чтобы я мог на себе оценить все плюсы и минусы, и поделиться с вами собственным впечатлением.

Мне удалось сравнить SMART SCOOTER 10 с безымянным китайским гироскутером, купленным на Aliexpress. Внешне они как две капли воды похожи друг на друга, но китаец стоил несколько дешевле. Вообще, такие ситуации давно уже не редкость, когда в так называемые публичные корпуса (public tooling), которые отливаются многочисленными фабриками в результате унификации и оптимизации производства популярных моделей, мелкие китайские компании для снижения цен начинают устанавливать разнообразную "левую" начинку, проявляя чудеса смекалки и фантазии.

Гироскутер - сложное устройство, и как с тем же автотраспортом – важно не просто наличие колес, но реальные параметры шасси, двигателя, электронных систем и комплектация.

В общем, исследование получилось довольно интересным, в чем-то даже болезненным, но в результате мне удалось составить своё субъективное мнение, разобрав оба гироскутера, и детально покопавшись в их начинке и ее особенностях. Постараюсь теперь помочь понять всем читателям, на чем производители могут экономить, и чем это грозит нам, тем кто будет кататься на этих устройствах.

Немного теории…

Для одних, гироскутер – это модное транспортное средство для перемещения по городу, для других необычных спортивный снаряд для активного отдыха. Он может ездить со скоростью до 15 км/ч, а одной зарядки батареи хватает на 15-20 км. Как вы понимаете, в масштабах города этого достаточно для того, чтобы добраться на нем до работы или вдоволь накататься в парке или по набережным. Гироскутер достаточно компактен, и в багажнике машины занимает не так много места, так что возить его с собой проще, чем, например, велосипед, даже складной.

Гироскутеры бывают детские и взрослые. Детские модели отличаются малым весом и ограниченной скоростью движения (как правило не более 5-9 км/ч). Взрослые модели имеют больший размер и вес, и не имеют ограничений по скорости. В остальном, все гироскутеры очень похожи между собой. В их основе лежат две независимых платформы, соединённые между собой шарниром. Каждая платформа оборудована своим, независимым мотор-колесом и датчиком наклона платформы, на основе которого определяется направление движения колёса.

В выключенном состоянии платформа гироскутера подвижна и не позволяет держать равновесие, но стоит включить питание и встать на него, как встроенная электронная начинка тут же зафиксирует платформу, позволив без проблем удерживать равновесие. По сути, здесь используется тот же принцип, что и в балансирующем роботе – датчик наклона определяет степень и направление наклона и немного поворачивает колесо в противоположную сторону, удерживая тем самым равновесие.

Направление движения определяется наклоном платформы вперёд или назад. Повороты осуществляются наклоном только одной платформы или двух платформ в противоположные стороны. В этом случае гироскутер вращается вокруг своей оси. Скорость движения или угол поворота определяются степенью наклона платформы. Ниже я подробнее расскажу о том, как научиться ездить на гироскутере, а пока давайте поближе познакомимся с моим SMART SCOOTER 10.

Первое знакомство с SMART SCOOTER 10

SMART SCOOTER 10 можно смело назвать классическим гироскутером. Он выполнен в лаконичном дизайне, лишен чрезмерной иллюминации, поставляется без встроенной Bluetooth колонки и других опций, не несущих реальной практической пользы. Мне досталась версия, которая называется SMART SCOOTER 10 KIT. В отличие от обычного SMART SCOOTER 10, в комплект “китовой” версии входит удобная сумка для переноски. При желании можно сэкономить и отказаться от нее, но если есть возможность, выбирайте именно эту версию. Сумка очень нужна, особенно если приходиться брать гироскутер с собой в парк, до которого еще нужно добираться, например, на общественном транспорте.

Гироскутер весит 11 кг. Просто в руке его не потаскаешь, поэтому сумка оказывается крайне полезна. Для дополнительного удобства рекомендую приобрести телескопическую ручку, с помощью которой гироскутер удобно транспортировать своим ходом. Ручка крепиться в сочленение между двумя платформами. Она имеет шарнирное соединение и позволяет легко катить или нести гироскутер. Кроме этого, в первое время за ручку можно держаться во время катания.

Дизайн SMART SCOOTER 10 предельно строг и лаконичен. Он выполнен в черном защитном кожухе, декорированным под карбоновое покрытие. Также доступны версии в синем и красном цвете. Кожух изготовлен из толстого, ударопрочного пластика, выдерживающим достаточно серьезные нагрузки. Единственным украшением SMART SCOOTER 10 являются  две светодиодные “фары”. Помимо декоративной, они несут и вполне практическую функцию. При плохом освещении такая подсветка позволят видеть дорогу перед собой, а также предупреждает окружающих о приближении транспортного средства.

Кнопка включения гироскутера и разъем для подключения зарядного устройства расположены в нижней части корпуса. Сверху расположены лишь два индикатора: двухцветный индикатор состояния и балансировки гироскутера.

SMART SCOOTER 10 оборудован 10” надувными колесами с глубоким протектором. Каждое колесо имеет мощность 350 Вт, что позволяет выдерживать нагрузки до 110-120 кг, обеспечивая при этом скорость до 15 км/ч и возможность преодолевать наклоны до 15 градусов.

В целом, конструкция iconBIT SMART SCOOTER 10 идентична другим классическим 10” моделям, что, в большинстве случаев, гарантирует взаимозаменяемость деталей корпуса, колес и даже электронной начинки. Правда, последнее делать не рекомендуется. Ведь именно правильная "связка" качественных компонентов и использование производительных процессоров с соответствующей прошивкой гарантирует 100% работоспособность и КПД устройства. В “мозгах” заключается основное отличие гироскутеров iconBIT. Поставьте вместо фирменного колеса/мотора дешевый аналог с несертифицированной мощностью -- и получите "легкий" диссонанс в синхронизации колес, выражающийся в худшем балансе, потере интуитивности управления и возможных подергиваниях на ходу. Таких примеров можно привести множество. Ниже я подробнее расскажу об особенностях начинки и прошивки SMART SCOOTER 10, а пока давайте поближе познакомимся с тем, как он устроен.

Как устроен SMART SCOOTER 10?

Начну с мотор-колеса. Как вы уже знаете, в SMART SCOOTER 10 используются 10” колеса. Это самый большой размер колеса, который сегодня можно встретить в гироскутерах. Модель SMART SCOOTER оборудована колесами поменьше – 6.5”. Реже можно встретить модели с 8” колесами. В маленьких колёсах используются бескамерные покрышки. Они обладают достаточно высокой жесткостью и предназначены для езды по очень ровному асфальту.

Десяти дюймовые колеса оснащены надувной камерой и покрышкой с глубоким протектором. Они имеют регулируемую жесткость и обладают лучшей проходимостью. Гироскутер, оборудованный такими колесами, можно смело назвать вездеходом. На нем катаются не только по асфальту или тратуарной плитке, но и, благодаря большему просвету, вы сможете кататься по газонному покрытию, гравию и даже булыжникам. Правда, не стоит забывать, что езда по всем этим покрытиям не типична для гироскутеров и требует хороших навыков управления и удержания равновесия.

В основе мотор-колеса лежит принцип бесколлекторного электродвигателя, отличающегося долговечностью и высоким КПД. Только в отличие от электродвигателя, в мотор-колесе крутиться не ротор (центральная ось жёстко закреплена на шасси гироскутера), а статор, в роли которого выступает диск с покрышкой.

Принцип действия бесколеторного двигателя довольно прост. На оси ротора расположено большое число катушек, обеспечивающих плавность вращения и необходимую мощность. Все катушки последовательно разделены на три фазы.

На статоре колеса, напротив каждой катушки, расположены неодимовые магниты. Поочередно подавая сигнал определенной формы на каждую фазу, активируется магнитное поле и колесо начинает вращаться. Управляющий сигнал на каждую фазу подается в строго определенный момент. Для определения этого момента используются датчики холла, чувствительные к магнитному полю. На их основе реализована обратная связь, позволяющая контроллеру определить текущее состояние колеса и управлять направлением движения.

Кстати, от качества используемых датчиков холла, зависит то, насколько управляемым и комфортным будет гироскутер. Понятно, что если производители колес захотят сэкономить на этой “мелочи”, то в некоторых случаях могут устанавливать не самые качественные датчики. Вообще, посмотрите на картинки, деталей ведь много, все стоят денег, а в итоге на рынке появляются двигатели вдвое дешевле стандартных – где-то медной проволоки недокрутили, где-то компоненты подменили. В сочетании с не очень умной электронной начинкой это может привести, например, к так называемой “болтанке”, когда колесо вращается не равномерно, и при сохранении баланса чувствуются еле заметные подергивания вперед и назад.

Одним из параметров мотор-колеса является его мощность. От нее зависит не только скорость езды, но и максимальная нагрузка и проходимость. Выше я отметил, что во всех гироскутерах iconBIT используются сертифицированные для Европы колеса, мощностью 350 Вт (700 Вт на два колеса). При 100% соблюдении параметров это достаточно, чтобы выдержать нагрузку до 120 кг, обеспечив при этом среднюю скорость движения 15 км/ч. Существуют старые модели двигателей, номинально выдающие не более 250 Вт (500 Вт суммарно). Иногда их честно заявляют как есть, иногда перемаркировывают под 350 Вт. Последнее время китайцы начали маркировать непонятные двигатели уже и на 400-500 Вт, обещая мощность Ферари за цену Запорожца. Чтобы проверить это на ходу, требуется некий опыт и возможность сравнивать с честны моделями. Даже специалисту разобраться на основе идентификации "железа" очень сложно – вариантов и производителей много, маркировка при этом может быть ложная.

Во взрослых моделях гироскутеров обычно используется одно и то же шасси из силумина – сплава алюминия с кремнием. Это очень прочный и, при этом, легкий материал. Шасси состоит из двух частей, соединенных между собой шарниром. Замечу, что благодаря референсному дизайну, шасси также является взаимозаменяемым элементом конструкции гироскутера. Уже начали появляться новости об альтернативных бюджетных дизайнах шасси, сделанных из более дешевых материалов, иногда с худшим контролем размеров. Разница в 0,3 мм уже может привести к избыточному трению соединительного шарнира, а при его плохой калибровке относительно шасси при сборке возможно заедание и даже клин. Главное, чтобы это не произошло на ходу.

На шасси закреплена электронная начинка и аккумулятор. В основном, все современные гироскутеры оборудованы аккумулятором, напряжением 36 В и емкостью 4.4 Ач. Отличия могут заключаться в качестве используемой батареи. Это, кстати, один из ключевых элементов, на котором недобросовестные производители могут хорошо сэкономить. Корейские батареи (Samsung, LG) отличаются вдвое по цене от качественных китайских аналогов. Китайские батареи отличаются по цене вдвое и более между собой, в зависимости от качества и честности исполнения. Разница в итоге может составлять 25-40$ по себестоимости, или 2000-4000 руб. в розничной цене. Продавцы бюджетных моделей просто вынуждены устанавливать батареи с ложной маркировкой, завышенной заявленной емкостью или восстановленные, бывшие ранее в употреблении. Это не только сокращает время автономной работы, но и может привести к очень неприятным последствиям. Известно, что старые аккумуляторные батареи имеют свойство быстро разряжаться. Стоит чуть увеличить нагрузку, как батарейка тут же отключится. К чему это привело при тестировании no-name модели гироскутера, на котором я учился кататься, расскажу чуть позже.

Зарядки батареи в iconBIT SMART SCOOTER 10 хватает на одну длительную поездку или на несколько коротких. Сколько это по времени сказать сложно. Многое определяют условия езды. Но, в целом, можно говорить, что одна длинная поездка – это примерно два часа. Кому-то может показаться немного, но поверьте, для того, чтобы выдержать два часа езды на гироскутере, требуется серьезная физическая подготовка. Это только на первый взгляд, кажется, что гироскутер не создает никакой нагрузки на ноги. На самом же деле нагрузка достаточно велика и новичок совсем скоро почувствует, как напряжены все мышцы в ногах.

Помимо завышения реальной емкости, производители бюджетных моделей часто экономят на очень важном элементе – интеллектуальном контроллере зарядки. Этот элемент обеспечивает правильные условия зарядки аккумуляторных ячеек, защищает от перегрева, перезаряда, переразряда и короткого замыкания. Другими словами, без этого контроллера батарейка долго не проживет, а если очень “повезёт”, то и до пожара не далеко.

В SMART SCOOTER 10 контроллер зарядки встроен прямо в модуль батареи. Кстати, зарядка батареи осуществляется довольно быстро – всего 2-3 часа и можно ехать дальше.

Теперь поговорим про электронную начинку гироскутера. SMART SCOOTER 10 относится к продвинутым, трехпроцессорным моделям. В более дешевых моделях используется только два процессора на сайдбордах – платах, управляющих колёсами. На сайдбордах установлены датчики наклона и давления. Процессор, анализирует данные с этих датчиков и передаёт управляющие сигналы на силовую часть схемы, управляющую колесом. Эта часть схемы так же расположена на сайдборде.


Пример двухпроцессорного гироскутера

В двухпроцессорных гироскутерах, каждый процессор отвечает за своё колесо, что делает всю систему несколько уязвимой с точки зрения надёжности. Только представьте себе последствия, если во время движения один процессор, по не понятным причинам, ускорит или затормозить одно из колёс. Мне даже думать об этом не хочется. Для согласованной работы сайдбордов их работа синхронизируется. Один из сайдбордов становится ведущим, второй – ведомым. Это несколько снижает вероятность неадекватного поведения, но полностью его исключать я не могу.


Один из сайдбордов в двухпроцессором гироскутере.

В трехпроцессорных гироскутерах два сайдборда дополнены материнской платой. Сами сайдборды включают лишь датчики наклона и давления, а также процессор, собирающий данные с них.

На материнской плате расположен третий процессор, анализирующий данные с сайдбордов и передающий управляющие сигналы на силовую часть, расположенную тут же. Такая схема получается более дорогой, но и более надежной и безопасной. Кроме этого, такая схема имеет более гибкие возможности с точки зрения программирования поведения гироскутера в зависимости от внешних условий. Другими словами, такая схема позволяет реализовать расширенную прошивку для гироскутера. Подробнее о программном обеспечении я расскажу ниже, а пока давайте чуть подробнее коснемся датчиков.

С гироскопом и датчиком ускорения, используемым для удержания равновесия, все понятно. Куда больший интерес вызывает реализация датчиков давления, которые сообщают процессору, что пользователь встал на платформу. В теории, здесь можно было использовать обычные кнопки с механическим контактом, но такое решение не надежно. Механический контакт может заклинить или выдать помеху, которая приведет к неадекватной реакции процессора. В гироскутерах используется две оптические пары, расположенные под резиновыми площадками и перекрываемые резиновыми “язычками” при нажатии.

Почему датчиков два? Один реагирует на нажатие пяткой, другой – на носок. Такая схема позволяет гарантировано отреагировать на нажатие вне зависимости от того, как пользователь ставит ноги: ровно или по диагонали.

В большинстве гироскутеров используется один и тот же, референсный софт, в котором реализованы лишь базовые функции, при этом вопросам безопасной езды уделяется минимум внимания. iconBIT использует собственный софт, в котором разработчики учли российские и европейские требования безопасности, реализовали новые алгоритмы поведения гироскутера в зависимости от различных динамических характеристик и т.д.

Приведу лишь один пример, который наглядно демонстрирует преимущество программного обеспечения iconBIT. Одно из самых опасных состояний гироскутера – езда при низком заряде аккумулятора. Помните, при отсутствии питания гироскутер не позволит удерживать равновесие. Это значит, что если во время езды отключиться питание, вы тут же упадете, причём на скорости.

Чтобы этого не происходило, в гироскутерах используется двухуровневая система предупреждения. Когда уровень заряда оказывается ниже нормального значения, загорается оранжевый индикатор. Говорят, на оранжевом индикаторе можно проехать еще 3 км. Красный индикатор загорается, когда уровень заряда аккумулятора достигает критически низкого уровня. Кататься на красном индикаторе опасно.

Помогают ли такие меры избежать неприятностей? Мне не помогли. Во-первых, индикатор заряда на всех гироскутерах расположен таким образом, что смотреть на него во время езды не очень удобно, да и изменение цвета заметить очень сложно, особенно на улице. Во-вторых, когда тебе говорят, что при желтом индикаторе ты можешь проехать ещё 3 км, ты не думаешь, что реальное расстояние зависит от таких факторов, как свежесть батареи, скорость и интенсивность езды, угол подъёма, вес пользователя и т.д. При неблагоприятном развитии событий, батарейка может очень быстро перейти из оранжевого в красное состояние, а иногда, как произошло у меня на no-name гироскутере, она даже не успела перейти в красное состояние и просто выключилась, спустя 5-7 минут после перехода в режим оранжевого предупреждения. Причём, быстрый разряд батареи спровоцировала достаточно простая ситуация. Я пытался преодолеть небольшую выбоину в тротуарной плитке. В этот момент возросла нагрузка на одно мотор-колесо, но аккумулятор не смог отдать необходимый ток, отключился и через мгновение я лежал на спине с сильно ушибленной рукой, на которую пришёлся удар. Занятия борьбой и годами отработанная страховка, защитили голову, но для рядового пользователя такое падение с дешевого гироскутера могло привести к более серьёзным последствиям. Именно поэтому я настаиваю на использовании защиты.

В гироскутерах iconBIT все сделано иначе. Тут нет жёлтого индикатора. При достижении низкого уровня заряда, индикатор питания начинает мигать зелёным. Мигающий индикатор лучше привлекает внимание. При достижении критического уровня заряда загорается красный индикатор и звучит прерывистый звуковой сигнал, хорошо различимый даже на улице. В этом состояние рекомендуется остановиться и поставить гироскутер на зарядку. Для этого у вас есть менее 10 минут. Если вы не отреагируете на это предупреждение, то пиняйте сами на себя.

Еще один момент, на который я не могу не обратить внимания, касается очень распространенной ситуации, когда при сильном разряде аккумулятора, мы отключаем питание, ждём некоторое время, включаем питание и нам кажется, что батарейка подзарядилась. Если с телефоном такая история прокатывает, то с гироскутером так делать не стоит. Тем не менее, большинство производителей не блокируют эту возможность. В iconBIT такое не пройдёт. Он просто не включится до тех пор, пока уровень заряда не достигнет определённого значения.

Вообще, для обеспечения безопасной езды необходимо реализовать не только предупреждающие меры. Крайне важно продумывать активные инструменты обеспечения безопасности. В частности, ограничение скорости при низком заряде аккумулятора, снижение чувствительности датчика наклона в зависимости от увеличения скорости, новые способы взаимодействия с датчиками давления и т.д. Кое-что из этого уже реализовано в гироскутерах iconBIT, над остальными вопросами идет постоянная работа в соответствии с требованиями европейских технических регламентов.

Ещё одной особенностью гироскутеров iconBIT является возможность ручного сброса параметров. Это необходимо в тех случаях, когда гироскутер начинает вести себя не так, как вам нужно. В частности, с помощью этой функции можно изменить базовое положение платформ. Это позволяет выбрать наиболее комфортное положение ступней. Например, мне не удобно кататься на платформах строго параллельных асфальту. Я чувствую себя недостаточно уверено и очень сильно устают ноги. Мне комфортнее, когда платформы имеют небольшой наклон назад. В этом случае я могу ездить на гироскутера бесконечно долго.

Для того, чтобы выбрать наиболее комфортный угол наклона платформ, необходимо выключить гироскутер, установить платформы так, как вам хотелось бы и после этого включить питание в режиме сброса параметров (длительное нажатие кнопки включения). Конечно, делать это стоит только на 100% зараженной батарее, и с глубоким пониманием - зачем вы это делаете! Как и с любым аппаратным сбросом параметров -- при любой ошибке девайс может заблокироваться, и тогда останется только нести его в сервисный центр на перепрошивку. Если все работает - лучше лишний раз не экспериментировать!

Хочу сказать пару слов о возможных дополнительных опциях. Выше я отметил, что в гироскутеры iconBIT не встраивается дополнительная диодная иллюминация или Bluetooth колонка (как сказали инженеры iconBIT - в первую очередь из-за их низкого качества и "ломкости"). Однако если вам очень захочется заняться тюнингом (в ущерб гарантии), то можно их установить. Купить плату и динамик возможно менее чем за 1000 рублей. Для подключения колонки в гироскутере предусмотрен специальный разъём. Закрепить ее внутри корпуса можно с помощью термоклея. Мне в таких ситуациях всегда проще использовать миниатюрную внешнюю колонку. Но если кому-то это покажется очень полезным дополнением, он сможете реализовать задуманное.

Учимся кататься…

Частой ошибкой при первичном освоении гироскутера бывает апробирование его сразу на асфальте, рядом с бордюрами, и без сторонней подстраховки -- в итоге он в первые же минуты вылетает из под вас и сильно бьется о бордюр, ломая пластик и иногда сбивая балансировку двигателей.

На первый взгляд, гироскутер очень обманчив. Одним кажется, что они смогут легко встать и поехать, другие на него смотрят с опаской. Реально же, гироскутер не сложен в освоении, но, как и любое другое транспортное средство, требует четкого соблюдения правил. При не соблюдении этих правил, высокий центр тяжести, отсутствие дополнительных точек опоры, высокая скорость и законы инерции, могут привести к неприятным последствиям.

Первое правило – катайтесь в защите (подойдет обычный комплект для роликов). Не хочу быть занудой, но это действительно важно, особенно наличие шлема. Проверил на себе!

Второе правило – у гироскутера нет переда и зада. Вставать можно как угодно, но лучше выбрать для себя какое-либо одно направление, ориентируясь, например, по расположению датчиков состояния и балансировки.

Третье правило – сходить с гироскутера нужно только назад. Пытаясь сойти вперед, вы непроизвольно наклоняете его, что приводит к резкому движению вперед, перевороту и т.д.

Четвертое правило – катайтесь с разумной скоростью. Помните, законы инерции никто не отменял, и любая нелинейность на асфальте (незаметная глазу неровность, лежачий полицейский, бордюр и т.д.) часто приводят к падению.

Пятое правило – КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ кататься по влажному асфальту, тем более во время дождя. Под вами ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, крайне уязвимое к сырости, пыли и грязи. Поломки от сырости и влаги гарантией не покрываются, а сервисный центр обычно быстро идентифицирует такие причины и следствия.

Условно, процесс обучения можно поделить на два основных этапа. Первый этап лучше всего пройти дома. Вы должны научиться вставать и сходить с гироскутера, свободно стоять на нем, выполнять простые движения вперед, разворачиваться на месте и вокруг своей оси. Кроме этого, вы должны научиться чувствовать габариты гироскутера (научиться проезжать в межкомнатные двери), постепенно переходя к более сложным элементам, как например, движение вперед с последующим разворотом на 90 и 180 градусов, а также резкое торможение с использованием естественного положения тела, как при беге. Далее можно попытаться выполнить фигурные элементы (змейка, восьмерка, движение боком, задом и т.д.).

Освоив эти элементы можно выйти на улицу. Сразу отмечу, что даже если в домашних условиях вы чувствуете себя уверенно при выполнении сложных фигур, то, выйдя на улицу, вы почувствуете себя не столь уверенно. Все дело в качестве асфальта. В обычных условиях мы не замечаем неровностей на асфальте, а на гироскутере начинаешь чувствовать все ямки и горбы. С одной стороны, это заставляет по-новому учиться держать равновесие, а с другой – добавляет профессионализма. Кроме этого, невысокая скорость позволяет лучше освоить элементы объезда прохожих. На высокой скорости объехать какое-либо препятствие очень сложно. Нужно научиться чувствовать свой гироскутер, чуть усиливая смещение центра тяжести на ногу, противоположную направлению объезда, с последующим смещением центра тяжести на другую ногу для возвращения в исходное положение.

Я не вижу большого смысла, рассказывать о приемах езды на гироскутере. Он достаточно интуитивен, -- уже достаточно скоро вы почувствуете себя свободно и сможете уверенно выполнять красивые фигурные элементы езды, даже простейшие трюки. Единственное, о чем стоило бы рассказать подробно, как правильно вставать на гироскутер. Ничего сложного в этом нет. Главное вспомнить, как вы встаете на ступеньку лестницы. На первом этапе желательно, чтобы кто-то придерживал гироскутер ногой по центру и держал вас за руки, для равновесия. Но если помощника нет, то можно обойтись стеной.

Итак, размещаем гироскутер перед собой, одну ногу ровно ставим на платформу. Как только загорается индикатор балансировки, тут же ставим вторую ногу. Важно не выдерживать паузу между постановкой ног. Еще раз. Как только загорелся индикатор баланса, сразу же ставим вторую ногу. Если сделать паузу, то из-за самопроизвольных движений ногой, гироскутер скорее всего, вырвется у вас из под ног. Именно по этой причине желательно, чтобы второй человек придерживал его ногой по центру.

При попытках встать на гироскутер не нужно бояться упасть. Гироскутер очень хорошо удерживает баланс платформы, поэтому упасть с него можно только если самому этого очень захочется.

Встав на гироскутер и немного постояв на нем, почувствовав баланс, сходим с него. Вспоминаем третье правило. Сходить нужно только назад в той же последовательности. Спускаем одну ногу и сразу же вслед за ней вторую. Не пугайтесь, в первое время при попытках сойти с гироскутера, он может самопроизвольно двигаться, подергиваться и даже подпрыгивать. Это происходит из-за ваших неуверенных движений. Со временем, ваши движения будут более уверенными и четкими, и гирсокутер будет вести себя хорошо.

Заключение

Пришло время подвести итоги. Подготовка этого материала заняла больше месяца. За это время я не только освоил гироскутер, но и получил бесценный опыт, который дает право дать несколько полезных рекомендаций.

Прежде всего, не хочу, чтобы высказанные предупреждения отпугнули вас. Напротив, при разумном и осторожном подходе гироскутер прост в освоении, -- это надежный и очень интересный вид транспорта. В моей практике не было ни одного падения, связанного с неумением стоять и ездить на нем. А вот несоблюдение правил, скоростного режима и, конечно же, излишняя самоуверенность, стали причинами очень неприятных падений. Собственно, в этом гироскутер не отличается от велосипеда, роликов, скейтборда или самоката.

Кроме этого, необходимо серьезно относится к правильному выбору гироскутера. Вы же тщательно подбираете себе велосипед или ролики, не говоря о более дорогом транспорте? Принцип "и такое сойдет для начала" в данному случае может очень подвести. Абстрагируясь от полюбившегося мне iconBIT SMART SCOOTER 10, хочу напомнить, на что стоит обратить внимание, если решите покупать гироскутер неизвестного производителя с рук или через Интернет. Во-первых, уточните у продавца “честная” ли там батарея и обеспечивает ли она заявленную мощность и стабильность? Понятно, что большинство продавцов оскорбятся и постараются убедить вас в том, что у них самая “честная” батарейка. Вы можете поверить на слово, но лучше попросите документы по сертификации батарейки и гарантии продавца на соответствие заявленным параметрам, с возможностью вернуть товар, если что окажется не так. У продавца, которому нечего скрывать, все документы есть. Другие же найдут причины отказать в их предоставлении.

Далее, необходимо убедиться в заявленной мощности мотор-колеса. Большинство покупателей мало понимают в этом вопросе, но уже слышали, что "больше Вт - лучше". В итоге поставщики не брезгают завышать указываемую мощность. Если производитель заявляет мощность мотор-колеса, равную 350 Вт, то суммарная мощность должна быть 700 Вт. Для взрослого человека это критично. Колеса меньшей мощности не обеспечат заявленную скорость и не смогут преодолеть подъем в 5-15 градусов. Как проверить честность мощности мотор-колеса? Самый простой способ покататься в горку. Для колеса, мощностью 250 Вт такой подъем с взрослым человеком на борту, оказывается не по зубам. Если же производитель говорит о том, что его гироскутеры обладают мощностью 800-1000 Вт и более, то, скорее всего это вранье, и может статься суммарная мощность таких колес не достигает даже 700 Вт.

Уточните, обладает ли предлагаемая модель системами защиты от перегрузок/перегрева, перепадов напряжения, замыкания; есть ли контроллер разряда батареи, умеет ли процессор и прошивка обрабатывать дополнительные сервисные функции, как, например, калибровка балансировки скутера, заводская калибровка отзывчивости моторов и принудительная регулировка скорости. Все это крайне важно.

Мой SMART SCOOTER 10 KIT (SD-0014K) стоил в М.Видео 29990 рублей (цены на другие модели можно посмотреть здесь). При этом безымянный гироскутер, купленный на Aliexpress, и, как оказалось, не соответсвующий даже половине заявленных требований, обошелся с доставкой около 20000 рублей. Оправдана такая экономия или нет – решать вам. Важно не забывать еще про гарантийные обязательства и сервис. Будет ли доступен продавец в следующем году? Не исчезнет ли этот бренд с российского рынка как многие другие? Гироскутер сложное устройство, и рано или поздно ему потребуется сервис и профилактика, которую лучше всего выполнить в сервис-центре. С гироскутером iconBIT мне все понятно, но что делать с моделями, купленными в Китае или с рук в Москве? К кому обращаться в случае даже элементарных проблем? Насколько можно доверять сторонним ремонтникам, не зная даже до конца – что за железо ты сдаешь, и какое получаешь обратно. Похоже, с персональным электрическим транспортом все происходит аналогично автомобильному рынку, где официально импортированные машины и авторизированные сервисные центры существенно потеснили серых "перегонщиков" и гаражные мастерские...