Рейтинг@Mail.ru
;

Начинающему стримеру: удобная работа со звуком

Решив стать подкастером или стримером, необходимо подумать не только о том, о чем вы будете рассказывать, но и о том, как именно вы будете это делать? Я говорю не столько о собственном стиле, сколько о техническом оснащении и, в частности, о работе со звуком.

Начинающие стримеры, обычно обходятся подручными средствами, подключая микрофон сразу к компьютеру или записывая речь на смартфон, не заботясь при этом о предварительной обработке звука. Они даже не думают о том, что их неразборчивое бубнение с периодическими вздохами и цоканьем от пересохшего рта, раздражают так сильно, что у нормального человека никогда не возникнет желания не то, чтобы подписаться на канал, но и просто дослушать подкаст до конца. Как же избежать подобных ситуаций?

Наиболее правильным решением будет приобретение аудиоинтерфейса, который не только умеет писать сразу несколько источников, но и обладает куда более высоким качеством преобразования звука, позволяет накладывать в режиме реального времени различные эффекты и передавать это в специализированное программное обеспечение для записи или трансляции. Правда, такие интерфейсы достаточно дороги и сложны в освоении. В основном они нацелены на подготовленного пользователя, знакомого с основами работы со звуком. Но это не значит, что производители совсем не учитывают интересы начинающих стримеров и подкастеров. Так, в апреле 2016 года, на выставке Musikmesse, компания TASCAM представила две модели бюджетных аудиоинтерфейсов для персонального подкастинга, отличающихся относительно низкой ценой. В этом обзоре я расскажу о старшей модели, получившей название MiNiSTUDIO Creator US-42.

Первое знакомство…

TASCAM MiNiSTUDIO Creator US-42 – бюджетный двухканальный аудиоинтерфейс, оборудованный парой микрофонных/инструментальных входов с фирменными преампами HDDA с фантомным питанием, 24 битные АЦП с частотой дискретизации 96 кГц, аппаратным эффект-процессором с эквалайзером, компрессором и ревербератором. Он может использоваться для звукозаписи или интернет-трансляций.

Прежде всего, мне хотелось бы обратить ваше внимание на компактные размеры (200 мм ×40 мм × 130 мм) и вес (500 грамм) MiNiSTUDIO Creator US-42. Такая министудия не займет много места на столе, легко поместиться в сумке, а имеющиеся в корпусе крепления для ремня, позволяют носить ее на плече, реализуя тем самым концепцию мобильной студии. В этом смысле, очень кстати оказывается возможно управления министудией с iOS устройства, используя для этого адаптер Lightning to USB Camera.

Компактные размеры MiNiSTUDIO Creator US-42, не помешали разработчикам оборудовать ее всем необходимым для комфортной записи звука. В центре министудии лежит пара балансных входа XLR-1/4" и фирменные преампами HDDA с фантомным питанием 48В.

К этим входам можно подключить любой динамический или конденсаторный микрофон, а также гитару без применения дополнительного оборудования. Выбор типа источника звука, а также регулировка уровня громкости реализованы индивидуально для каждого входа. Для контроля уровня сигнала на каждом канале используется светодиодный эквалайзер.

На фронтальной грани расположен 6.3 мм TS-jack для мониторных наушников и три 3.5мм миниджека. Два “гнезда” используются для подключения гарнитуры (раздельно микрофон и наушники). Третье “гнездо” – AUX вход. Его можно использовать для трансляции фоновой музыки или голоса удаленного собеседника.

Мониторинг можно осуществлять не только с помощью наушников, но и с помощью студийных мониторов. Для этого в MiNiSTUDIO Creator US-42 предусмотрены два RCA выхода в тыльной части корпуса. Здесь же расположены выключатель питания, два USB порта и замок кенсингтона.

MiNiSTUDIO Creator US-42 оборудована раздельными регуляторами громкости для наушников и мониторов. Это очень удобная опция, редко встречающаяся в бюджетных аудиоинтерфейсах. Как правило, разработчики ограничиваются одним регулятором, например, для наушников. В этом смысле, MiNiSTUDIO Creator US-42 можно считать исключением из правил.

Важнейшим элементом управления министудией являются пять больших кнопок. Три кнопки “PON” отвечают за запуск предустановленных сэмплов. Это могут быть звуки смеха, аплодисментов и т.д. Кнопка “EFFECT” отвечает за запуск предустановленных эффектов. Она работает в паре с регулятором уровня реверберации. И, наконец, последняя кнопка “ON AIR”, выводит все это в эфир. Подсветка кнопок позволяет использовать их в темноте, а специальная конструкция кнопки “ON AIR” исключает ее случайное нажатие.

И, наконец, последний момент, касается подключения министудии к компьютеру. Для этого используется USB порт типа B. Он же используется для питания министудии. Расположенный рядом, порт MicroUSB предназначен исключительно для внешнего питания. Он необходим в тех случаях, когда не хватает питания по основной шине USB, например, при подключении MiNiSTUDIO Creator US-42 к ультрабуку или планшету, USB порт которого не может выдать 700 мА, необходимых для питания министудии.

Министудия в действии...

MiNiSTUDIO Creator US-42 является автономным решением, отвечающим за преобразование и обработку звука. Устройство может работать в двух режимах: записи и трансляции. В чем отличия этих двух режимов? В режиме записи звук с входов 1 и 2 передается отдельно в правом и левом канале. Далее вы можете использовать любой DAV софт (рекомендуется Sonar, Pro Tools, Cubase, Ableton Live, Studio One и GarageBand) для раздельной записи инструмента и вокала.

В режиме трансляции звук с обоих входов, плюс сигнал с AUX входа, микшируются в моно и передается одновременно по правому и левому каналам. В этом режиме, пользователь самостоятельно управляет выводом звука с помощью кнопки “ON AIR”. Что же касается сэмплов, эффектов, реверберации и компрессора, но они работают во всех режимах.

Пришло время поговорить о главном – настройках министудии. Для этого используется фирменная утилита TASCAM ON AIR. Она доступна для Windows и OS X. Утилита включает два варианта панели управления. Первый вариант нацелен на неподготовленного пользователя, желающего управлять лишь базовыми эффектами и сэмплами.

Здесь все предельно просто. Пользователь может выбрать для каждого входа один из предустановленных вариантов окраски звука, эффектов и ревербирации. Кроме этого, можно переназначить сэмплы для кнопок PON, выбрать для каждого уровень громкости и включить зацикливание сэмпла. Это, собственно, все, что доступно пользователю.

На что стоит обратить внимание в этом варианте панели управления? Во-первых, на установленную частоту дискретизации. В моем случае установлено максимальное значение 96 кГц. Если необходимо изменить это значение, идем в настройки операционной системы. В OS X изменить частоту дискретизации можно в настройках Audio-MIDI.

Второй момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что помимо предустановленных параметров и эффектов, вы можете выбрать экспертные настройки, определить которые можно во втором варианте панели управления, получившим название EXPERT.

Для неопытного пользователя экспертная панель управления может показаться слишком сложной, но со временем, разобравшись в особенностях того или иного параметра, вы сможете очень тонко настроить MiNiSTUDIO Creator US-42 под свои задачи. Давайте поближе познакомимся с возможностями экспертной панели управления.

Здесь мы видим две панели с идентичным набором параметров, включая четырехполосный эквалайзер, компрессор, эффекты и способ вывода на мониторы. Эквалайзер включает четыре частотные фильтра, работающих в диапазонах от 32 Гц до 18 кГц. Для двух среднечастотных фильтров поддерживается настройка ширины полосы. Низкочастотный фильтр поддерживает режим LFC.

Компрессор поддерживает все основные параметры, включая порог срабатывания, время атаки, усиление, коэффициент сжатия и восстановления сигнала. Кстати, сочетание эквалайзера и компрессора позволяет собой достаточно мощный инструмент для вытягивания любого голоса. Конечно, начинающий пользователь вряд ли разберется с этим, но изучив теорию и получив опыт, он сможет делать приятным на слух даже самый, казалось бы, безнадежный голос.

Встроенные ревербератор позволяет изменить параметры Pre Delay (имитирует размер помещения), время реверберации и диффузию. В настройках эффектов можно выбрать один из пресетов и определить его уровень. Отдельно хочу упомянуть о настройках сэмплов, где можно указать время нарастания и убывания, уровень сигнала и определить точку начала воспроизведения.

Помимо этого, панель экспертных настроек позволяет изменить параметры драйвера, но под OS X они не доступны. При использовании министудии под Windows, пользователь может определить размер буфера и активировать ASIO драйвер.

Пару слов о качестве…

С точки зрения качества звука TASCAM MiNiSTUDIO Creator US-42 превзошел мои ожидания. Я не буду сравнивать его с более дорогими профессиональными аудиоинтерфейсами, но для своего класса он демонстрирует удивительный результат. Если вначале я рассматривал его исключительно для записи и трансляции подкастов и стриминга, то поигравшись с ним, стало понятно, что он неплохо справляется и с записью вокала, а также инструментальных партий, причём из двух инструментов одновременно. Здесь, очень кстати оказался аппаратный эквалайзер, компрессор и ревербератор. Они позволяют не только вытянуть звук до необходимого уровня, но и на лету применять различные эффекты. Следующий ролик демонстрирует возможности MiNiSTUDIO Creator US-42 при записи инструментов. Обратите внимание, здесь я не настраивал ни эквалайзер, ни компрессор. Запись велась при настройках по умолчанию. Единственное, мне пришлось убрать уровень усиления преампов практически на минимум.

При работе с голосом я отметил хороший запас по уровню усиления фирменных преампов, которые легко справляются с любыми типами микрофонов, не требуя от пользователя покупки дополнительного предусилителя, неплохой уровень громкости на выходе для наушников, раздельную регулировку громкости по Direct Monitoring’у, широкий динамический диапазон, а также отсутствие ярко выраженных искажений и артефактов во всем частотном диапазоне.

Стоит заметить, что качество звука зависит не только от возможностей аудиоинтерфейса, но и от используемого микрофона. Это очень актуально для стримеров, использующих обычную гарнитуру. В большинстве случаев качество микрофона в таких гарнитурах столь низкое, что говорить о качественном звуке не приходится. Тем не менее, поигравшись с эквалайзером и компрессором можно добиться очень достойного качества звука. Это, кстати, еще один плюс MiNiSTUDIO Creator US-42 для стримеров, привыкших к своей гарнитуре и не готовых менять ее на конденсаторный микрофон.

Следующий аудиоролик наглядно демонстрирует возможности записи на самый простой микрофон “петличку” без дополнительной настройки эквалайзера и компрессора.

Заключение

При относительно низкой цене (13590 рублей), TASCAM MiNiSTUDIO Creator US-42 обладает возможностями и качеством профессиональной студии в миниатюре. В нем предусмотрены все необходимые инструменты для трансляции голоса, записи вокала и инструментов в стационарных или в мобильных условиях. Причем, для получения профессионального результата вам не придется осваивать азы звукорежиссуры. Устройство настроено на оптимальное качество звука и не требует от пользователя каких-либо специальных знаний, позволяя ему начать трансляцию сразу, как только он достанет устройство из коробки. При этом не стоит забывать о серьезном наборе экспертных настроек, которые будут актуальных для тех из нас, кто более глубоко разбирается в теме и умеет вытягивать голоса до необходимого уровня.