Рейтинг@Mail.ru

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

25 ноября 2007 в 00:00 | Всего прочтений: 17204

В первой части, посвященной рассказу о новой домашней студии, я познакомил вас с особенностями главного элемента - ноутбука Toshiba Qosmio G30. Для тех, кто не читал, поясню, что после длительного поиска и нескольких неудачных приобретений было найдено то самое, оптимальное, решение, сочетающее все свойственные настольной студии особенности при сохранении максимальной компактности и мобильности. В основе Qosmio G30 лежит новейшая мобильная платформа Intel 945PM Express с самым производительным процессором Intel Core 2 Duo Mobile T7600, работающим на частоте 2.33 ГГц и имеющим 4Mb кэш памяти. В качестве графической подсистемы используется отдельная «видеокарточка» NVIDIA GeForce Go 7600 с 256Mb DDR3 памяти на борту, что в сочетании с шикарным 17" дисплеем с физическим разрешением 1920х1200 позволило в полной мере решать поставленные задачи, в том числе и при работе с FullHD видео. В базовой конфигурации Qosmio G30 комплектовался двумя модулями DDR2 533Мгц объемом 1Gb каждый, но недавно я проапгрейдил память до четрых гигабайт, установив два модуля объемом по 2Gb каждый. Благо, что теперь это удовольствие стоит не так дорого (порядка 3500 рублей за пару). Дисковая подсистема Qosmio G30 уникальна и включает два STAT II жестких диска объемом 160Gb каждый, подключенных в RAID массив. Такая конфигурация позволила устранить два недостатка, свойственных мобильным решениям: в производительности и объеме. Для себя я выбрал режим RAID 0, при котором данные разбиваются на блоки и распределяются по двум дискам. Это позволяет использовать полный объем и ускоряет операции ввода/вывода, но не обеспечивает избыточности для восстановления данных в случае сбоя. В дополнение к двум SATA II дискам Toshiba оснастила свой шедевр собственным оптическим приводом, поддерживающим диски нового стандарта HD DVD, правда, пока только в режиме чтения. Помимо этого, ноутбук оснащен шикарным набором портов ввода-вывода, позволяющим подключить любое внешнее периферийное оборудование. В общем, машинка очень ценная во всех отношениях, в том числе стоимости, которая несколько выше большинства активно рекламируемых ноутбуков. Несмотря на это, уже первый опыт работы, о котором я расскажу вам в статье, позволил осознать, что деньги были потрачены не зря.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Видеомонтаж на Toshiba Qosmio G30...

Одни из главных задач, для которых, собственно, и покупался Toshiba Qosmio G30 - захват, редактирование, монтаж и публикация видео и аудио контента, в том числе и в HD качестве. В принципе, для этого нужны: монтажный софт и цифровой (HD) источник сигнала (камера или плеер), подключенный по FireWire. Однако, помимо современных цифровых записей, у меня имеется большая коллекция старых аналоговых кассет, которые начинают "сыпаться" и нуждаются в переводе в цифру. Сделать это можно с помощью встроенного ТВ - тюнера, хотя добиться удовлетворительного качества в таком случае не получится. Поэтому я не стал ничего изобретать и купил устройство ввода-вывода Pinnacle MovieBox Plus 710-USB. Эта маленькая коробочка, выполненная в приятном обтекаемом корпусе, была выпущена достаточно давно, но до сих пор остается самым популярным решением для работы с видео не только на ноутбуке, но и на настольном компьютере. По сути, MovieBox Plus 710 представляет собой адаптер, позволяющий преобразовывать аналоговый аудио и видео сигнал в цифровой поток, передаваемый в компьютер по шине USB. Для этого на фронтальной стороне "коробочки" имеется традиционный набор композитных и S-Video входов.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Помимо ввода аналоговой информации, Pinnacle MovieBox Plus 710-USB умеет делать обратное преобразование - выводить готовый фильм на пленку или на обычный телевизор, а также позволяет в реальном времени смотреть создаваемый проект на большом экране ТВ. Это особенно актуально для новичков - сразу видно, что получается в результате манипуляций. Опытные видеомонтажники ценят эту функцию по-своему. Они могут не только видеть результаты применения эффектов, но и производить цветокоррекцию в реальном времени. Мониторинг доступен далеко не во всех устройствах с видеовыходом! Очень ценная функция. Pinnacle MovieBox Plus 710-USB также поддерживает ввод-вывод цифрового сигнала, для чего на корпусе имеется стандартный FireWire порт.  

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

В основе Pinnacle MovieBox Plus 710-USB лежит интегральный контроллер Cyclone TM EP1C3T144C8N, управляющий процессом ввода-вывода. За аналоговое преобразование видеопотока отвечает чип Philips SAA7113H. Звук передается AC’97 кодеком EMP202 от EMPIA Technology. И, наконец, работу FireWire порта обеспечивает чип Agere LFW3226.

Доступная сегодня одиннадцатая версия Pinnacle MovieBox Plus 710-USB отличается от своих двух предшественников, v.9 и v.10, вложенной версией самой популярной программы для любительского монтажа Pinnacle Studio 11 Plus, которая умеет работать с HD контентом, но не имеет трех уникальных модулей, входящих в комплект версии Ultimate.  Во всем остальном Pinnacle MovieBox Plus 710-USB v11 полностью идентичен предшественникам, включает микрофон со штативом и зеленое полотно для съемки хромокея. Кстати, до покупки мувибокса я приобрел последнюю версию студии, в комплект которой также входит зеленое полотно, следовательно, теперь можно вдвое увеличить площадь съемки хромокея. Кому-то выбранный мной мувибокс покажется достаточно дорогим (~200$), хотя, если бы вы выбирали подобное устройство года четыре назад, то решили бы, что 200$ - это халява. Тем не менее, если вам нужно устройство подешевле, обратите внимание на 510 версию. Лично я не пробовал эту модель, так что могу поделиться только общими впечатлениями. Во-первых, Studio MovieBox 510-USB V.11 не имеет аналогового выхода. На первый взгляд, мелочь, однако, если вы серьезно собираетесь заниматься видео, то без этой мелочи сложно обойтись. Во-вторых, насколько я понял, в комплект поставки входит стартовая версия Pinnacle Studio 11, не поддерживающая работу с видео высокой четкости и не имеющая некоторых крайне полезных дополнений. И, наконец, последнее отличие - отсутствие микрофона и зеленого фона, который в данном случае не нужен, так как стартовая версия не поддерживает две видеодорожки. Есть у меня еще один интересный девайс для захвата, купленный пару лет назад. Называется Dazzle Video Creator Platinum. Как и Pinnacle MovieBox 510-USB, он предназначен только для захвата видео и звука. В отличие от простого адаптера, какими являются и 510, и 710 модель, Dazzle имеет аппаратный кодировщик в форматы MPEG2 и MPEG4. Когда-то эта особенность показалась мне полезной, сегодня мнение изменилось. Производительности современного процессора, в том числе и мобильного, достаточно для программного конвертирования в нужный формат, при этом я хочу оставить за собой право выбора - сжимать ли видео в каком-либо формате или оставить его без изменений, что крайне важно для качественного захвата, редактирования и вывода. Так что пока Dazzle остается лежать на полке. Если вы планируете только оцифровывать видео с аналоговых кассет, производить несложный монтаж и записывать видео на цифровой носитель, то 510 модель наиболее оптимальна. В противном случае, альтернативы Pinnacle MovieBox Plus 710-USB нет!

Выход одиннадцатой версии Pinnacle Studio оказался весьма кстати. В первой статье, посвященной стартовому пакету Pinnacle Studio 11, я обратил внимание на заметно увеличенную производительность новой версии и ее основным возможностям. Сейчас хочется поговорить о преимуществах версии Ultimate и дать несколько советов тем, кто только погружается в интереснейший мир видеомонтажа.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Не буду подробно описывать процесс установки Pinnacle Studio 11 Ultimate, об этом не раз говорилось и писалось в предыдущих обзорах и статьях уважаемых коллег, обращу лишь внимание на расширения версии Ultimate, доступной после установки дополнений со второго диска. Помимо поддержки HDV и AVCHD форматов, авторинга дисков HD DVD, PiP, Chroma-Key и настройки эффектов по ключевым кадрам, доступным так же в плюсовой версии одиннадцатой студии, в Ultimate имеется кодек Dolby 5.1 и три дополнительных модуля, значительно расширяющих возможности для творчества.

Наиболее долгожданным для меня стал модуль StageTools MovingPicture. С его помощью можно превратить обычную статичную картинку, например, фотографию, в эффектное анимированное действие. Используя механизмы горизонтального кадрирования и масштабирования, удается создать действительно впечатляющие ролики. Подобные эффекты часто используются при создании телевизионных программ, где из одной или нескольких фотографий создаются сложные сюжеты.  Вообще, MovingPicture - непростой механизм, но в студии он реализован максимально интуитивно. Пользователю достаточно передвинуть фотографию, после чего MovingPicture запомнит перемещение и создаст контрольную точку. Далее сфокусируем внимание на каком-либо объекте - для этого достаточно уменьшить размер рабочей рамки. После чего будет создана еще одна контрольная точка. В результате получим примерно такой видеоролик: оператор ведет панорамную съемку слева направо и "наезжает" на интересующий объект. Кстати, MovingPicture поддерживает графические файлы размером до 8000х8000 пикселей.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Иногда при демонстрации статических изображений необходимы закадровые комментарии. Вот здесь-то и пригодился микрофон, входящий в комплект Pinnacle MovieBox Plus 710-USB, и второй модуль BIAS SoundSoap Pinnacle Edition. Его главное предназначение - очистка звуковой дорожки от различного рода помех и дикторских недостатков. Не могу сказать, что возможности этого модуля удовлетворяют меня на все сто. Если не сравнивать его с продвинутыми программами обработки звука, то все работает очень хорошо.

И, наконец, последний модуль - хорошо известный набор эффектов и фильтров proDAD Vitascene, включающий сотни очень интересных семплов. Реализован он грамотно, имеет интуитивно-понятный интерфейс.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Что же, разобравшись с основными "фишками" используемой версии студии, перехожу к главному - особенностям использования на Toshiba Qosmio G30. В первую очередь, необходимо остановиться на особенностях захвата через мувибокс. С цифровыми камерами, подключенными по FireWire, все просто и доступно, с аналоговыми источниками несколько сложнее. Сначала определимся с параметрами захвата. Нам доступны два формата: AVI (DV или MJPEG) и MPEG 1/2. Профессионалы советуют использовать формат AVI DV, который позволяет захватывать видео в максимальном качестве, правда, при этом придется пожертвовать местом на жестком диске.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Я заметил, что при захвате в MPEG качество конечного ролика будет не хуже, чем качество ролика полученного из AVI DV исходника. Главное, правильно выбрать битрейт MPEG потока. Здесь действует правило, что чем хуже запись, тем выше должен быть битрейт. Для старых видеокассет рекомендуется использовать максимально доступное значение 10000 Кбит/с. Еще один момент, который стоит учесть, - возможность контроля качества захвата непосредственно на телевизоре, подключенном к композитному или S-Video выходу мувибокса. Сначала не мог понять важность этого момента и довольствовался тем, что отображалось в окошке просмотра студии. Но не стоит забывать, что картинка на мониторе и на телевизоре - не одно и то же. Иногда не мешало бы подстроить видеопараметры захвата, чтобы добиться максимально доступного качества.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Следующий вопрос - производительность системы. За видео в стандартном разрешении я был спокоен. Используемый в Toshiba Qosmio G30 Intel Core 2 Duo Mobile T7600 был загружен на 20-30%, так что я смог параллельно запустить еще несколько необходимых программ. Больше меня волновала работа с HD видео, требующая серьезных аппаратных ресурсов. Тем не менее, и здесь Toshiba не подвела, без проблем справившись с AVCHD файлами. Конечно, загрузка процессора была практически на пределе, но все работало достаточно быстро и очень стабильно. Думаю, есть две причины, обеспечившие такие результаты. Во-первых, оптимизация движка в одиннадцатой версии. Я бы не рискнул запускать десятку на этой платформе. Скорее всего, она бы справилась с поставленной задачей, но насколько быстро и стабильно - вопрос. Во-вторых, использование графического контроллера с собственной памятью в 256MB, что является обязательным условием для работы с HD видео в разрешении до 1080p (1920х1080). Вот здесь возникла одна мысль. А стоило ли конфигурировать дисковую подсистему ноутбука в режим RAID массива. Может быть, надо было использовать их как два обычных диска. На одном стояли бы система и студия, а второй использовался бы для хранения видео. Один мой знакомый считает, что можно было бы добиться более высокой скорости рендеринга. Мне почему-то кажется, что особой разницы нет. Что касается отдельного диска для хранения исходников и готовых фильмов, то я присмотрел алюминиевый внешний бокс на два SATA диска i-Stor iS603. Он поддерживает интерфейсы USB2.0, FW400 и даже FW800, пропускной способности которых вполне достаточно для записи и чтения видео (и HD). Существует также модель i-Stor iS607. Она поддерживает интерфейсы USB2.0 и LAN. Пока не пробовал, но говорят, что достаточно шустрая коробочка. Как только появится возможность потестировать эти боксы, непременно поделюсь своими впечатлениями. Пока позвольте познакомить вас с еще одним устройством, входящим в состав мобильной студии. Оно называется Podcast Factory и предназначено для профессиональной обработки звука.

Подкастинг и другие эксперименты со звуком...

Возможно, сейчас кто-то задался вопросом, к чему еще одно устройство, если Pinnacle MovieBox Plus 710-USB прекрасно справляется с захватом звука, в том числе и дикторского закадрового голоса, а одиннадцатая студия с модулем BIAS SoundSoap Pinnacle Edition позволет вытянуть звук почти до профессионального уровня. Тем не менее, есть несколько причин, по которым я решил спустя год после презентации продукта на российском рынке добавить Podcast Factory в состав моей домашней студии.

Первая причина заключается в давнем желании попробовать создавать собственные подкасты. Если вы не знаете, что это такое, рекомендую прочитать статью "Подкастинг в России. Интервью с Василием Стрельниковым " или пойти на главный российский подкастинговый сайт http://www.rpod.ru/. Там можно собственными ушами услышать разницу в качестве подкастов, созданных на обычном MP3 плеере со встроенным диктофоном и на профессиональном оборудовании, таком как Podcast Factory. Разница огромная, если, конечно, на цифровой диктофон не записывался профессиональный радиоведущий. Скажу больше - слушать большинство кустарно созданных подкастов просто тяжело. Невнятная дикция, заторможенная речь, огромные паузы и потеря мысли - так можно описать непрофессионального подкастера. Другое дело - профессиональное оборудование и софт. С его помощью можно превратить непрофессиональный монолог или диалог во вполне качественный продукт. Конечно, по радио его ротировать не станут, а для интернет тусовки даже очень миленько получается.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Итак, по сути, Podcast Factory представляет собой комбинацию аудио интерфейса M-Audio Fast Track USB (24 бит 44/48 кГц), неплохого динамического микрофона на штативе и программного обеспечения Audicity. Такой комплект обошелся в чуть более 5000 рублей. Солидно, однако, если подумать, то получается не так уж и дорого. Дело в том, что аудио интерфейс можно использовать не только для захвата звука с микрофона, но и с какого-либо музыкального инструмента, например, электрогитары, которая, кстати, входит в комплект моей студии. Но аппаратное обеспечение - не главное.

Домашняя студия на базе Toshiba Qosmio G30. Часть 2

Главное - софт. Используемая в комплекте программа Audicity, несмотря на свой достаточно простой и понятный каждому интерфейс, обладает серьезными возможностями, позволяющими добиться высокого качества, о котором я так много говорил. Для того, чтобы вам было понятнее, приведу несколько примеров. Функция "Вырезать тихие участки" позволяет удалить затянувшиеся паузы в записи и автоматически склеить куски, при этом за пользователем сохраняется привилегия выбора уровня громкости в паузе.  А чего стоят бесплатные плагины формата LADSPA, позволяющие изменить тембр и высоту голоса или добиться эффекта компьютерного синтеза речи! В общем, возможности этого софта практически безграничны, особенно, если научиться использовать его в паре с BIAS SoundSoap Pinnacle Edition, чем я и займусь в ближайшие выходные дни.

Заключение...

С одной стороны, выбирая ноутбук Toshiba Qosmio G30 для своей домашней студии, я был уверен в том, что он без проблем справится с монтажом видео. Полевые испытания, особенно при работе с HD, заставили несколько понервничать, однако, Qosmio полностью оправдал надежды. Конечно, хотелось бы, чтобы при работе с видео высокой четкости загрузка процессора была бы несколько ниже, что позволило бы запускать параллельные задачи. Но даже на четырехъядерных процессорах мы наблюдаем аналогичную картину. Что касается звука, то здесь я открыл для себя совершенно новые возможности, которые еще недавно были доступны только в профессиональной звукорежиссерской среде. Теперь каждый из нас, заплатив 5000 рублей, получает эти возможности. Остается только освоить.

Благодарю  компанию "Мультимедиа клуб" за помощь, оказанную при подготовке этого обзора.